Резолюция Второго Московского Съезда семей, воспитывающих детей-инвалидов
и инвалидов с детства
9 ноября 2016 г. в Доме Творчества молодежи на Воробьевых горах прошел Второй московский Съезд семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства.
Съезд был инициирован, подготовлен и проведен Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства (МГАРДИ) при поддержке Правительства города Москвы.
Мы, участники Второго московского съезда родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, выражаем благодарность Правительству города Москвы, которое оказало всестороннюю помощь в проведении Съезда. Особые слова благодарности мы адресуем Филипповой Надежде Павловне, Начальнику управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департаменту образования и лично И.И. Калине, Департаменту труда и социальной защиты населения и лично В.А.Петросяну, а также Департаменту культуры города Москвы.
Мы также признательны всем представителям законодательной и исполнительной власти города Москвы, федеральных министерств и ведомств, Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка города Москвы, представителям органов местного самоуправления, принявшим участие в нашем Съезде.
Благодаря их присутствию Съезд стал местом свободного диалога власти и общества о проблемах семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства и путях удовлетворения их потребностей.
По итогам обсуждения участники Съезда считают необходимым обратиться в Координационный совет по делам детей-инвалидов при ОП РФ с предложением инициировать создание Ассоциации по развитию ранней помощи в России и привлечь к ее созданию региональных экспертов и представителей профессионального сообщества.
А также :
-
Правительству города Москвы:
Развивать межведомственное взаимодействие с целью решения проблем доступности образования, обеспечения социального, педагогического и медицинского сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, реализации их прав на жизнь в условиях обычного социального окружения и максимальной реализации потенциальных возможностей для социальной интеграции.
-
Департаменту образования города Москвы:
Предложения в резолюцию по образованию
Мы, участники 2-го Московского съезда родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, благодарим Департамент образования г. Москвы за конструктивный и плодотворный диалог между родительской общественностью и государственными органами в области создания специальных условий обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, повышения доступности образовательных услуг для всех детей с ОВЗ и инвалидностью. Особенно эффективными, на наш взгляд, оказалась такие инструменты, как:
-
создание межведомственной рабочей группы по образованию детей с инвалидностью при Департаменте образования;
-
организация общественных родительских слушаний по образованию детей с инвалидностью (городских и окружных);
-
совместные выездные мониторинги представителей родительской общественности и представителей ДОгМ в образовательные учреждения, обучающие детей с ОВЗ и инвалидностью.
Хотелось бы также отметить такие важные начинания, как превращение Городского психолого-педагогического центра в важный ресурс для оказания методической и консультационной помощи и школам, и родителям, результативный диалог с психолого-медико-педагогической комиссией города, запуск проекта “Ресурсная школа”. Кроме того, наметился существенный прогресс в информировании родителей с применением всех возможных средств – интернет-порталов, СМИ об имеющихся возможностях ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, коррекционно-развивающих, психолого-педагогических, образовательных услугах и организациях, их предоставляющих.
Однако часть проблем требует дальнейшей проработки:
-
Остается не решенным вопрос исполнения положения Федерального закона “Об образовании” о возможности обучать ребенка в любой образовательной организации по своему выбору, в том числе в шаговой доступности от дома. Но далеко не все образовательные организации готовы уже сегодня создавать специальные образовательные условия для детей с тяжелыми формами инвалидности. А родители детей с ОВЗ и инвалидностью, находящиеся в меньшинстве в общеобразовательных организациях, не всегда имеют представительство в управляющих советах школ.
-
Одним из механизмов, которые позволяют реализовать право на обучение любого ребенка в любом месте, являются коэффициенты к подушевому финансированию. Но на сегодняшний день бюджетные средства, выделяемые на эти цели, на наш взгляд расходуются неэффективно. Коэффициенты “привязаны” к нозологиям детей и совершенно не учитывают их индивидуальных дефицитов и особых образовательных потребностей: далеко не все дети с инвалидностью, на которых выделяется повышенное финансирование, нуждаются в специальных образовательных условиях, в то время как полноценная помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями или с аутизмом в большинстве случаев не может быть обеспечена коэффициентами 2 или даже 3. И далеко не все дети с особыми образовательными потребностями имеют статус инвалида - повышающие коэффициенты же на детей с ОВЗ в г. Москве отсутствуют. Очевидно, что ключ к решению проблемы лежит в изменении принципа расчета повышающих коэффициентов - необходимо учитывать не столько нозологию детей, сколько необходимые им специальные образовательные условия, которые серьезно разнятся даже у детей одной нозологической группы.Кроме того, стоит отметить, что существующие в Москве подушевые нормативы не индексировались последние 6 лет, несмотря на инфляцию.
-
В г. Москве по-прежнему нет регионального закона “Об образовании”, который бы уточнял и дополнял положения нового ФЗ-273 “Об образовании”.
В связи с вышеизложенным предлагаем:
2. Департаменту образования города Москвы:
2.1. в части информационного сопровождения образовательного процесса
-
продолжить и углубить работу по информированию родителей через организации здравоохранения и соцзащиты.
-
сделать окружные родительские слушания и выезды на площадки школ членов Рабочей группы по детям с ОВЗ при Департаменте образования постоянной практикой.
2.2. в части контроля и оценки качества образовательных услуг для детей-инвалидов, инвалидов с детства и детей с ОВЗ
2.3. разработать и предложить к принятию соответствующими органами нормативный акт, гарантирующий представительство родителей детей с ОВЗ и инвалидностью в Управляющих советах образовательных организаций, где обучаются такие дети; принять меры к информированию об обязательном включении родителей детей с инвалидностью в состав управляющих советов.
2.4. в части финансирования образовательных услуг
2.5. Расширить вариативные формы образования на базе ГППЦ и принять меры для стимуляции развития вариативных форм в системе дошкольного образования. Принять меры к широкому распространению программ ранней помощи детям группы риска и инвалидностью младенческого и раннего возраста, построению системы межведомственного взаимодействия.
2.6. Разработать рекомендации для образовательных учреждений о дополнительном стимулировании педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
2.7. Предусмотреть систему стимулирования образовательных организаций к приему на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, которые будут учитывать различные аспекты работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, такими как: непрерывность и преемственность образования ребенка с инвалидностью внутри комплекса, процент обучающихся детей с инвалидностью по отношению к здоровым сверстникам, количество реализуемых адаптированных программ для разных нозологий, сетевое взаимодействие с другими организациями (например, ГППЦ), наличие службы ранней помощи в составе образовательного учреждения. Необходимо включить данные показатели в расчеты рейтинга московских образовательных учреждений.
2.8. Создать в городе эффективную систему подготовки и переподготовки педагогов специального образования (тифлопедагоги, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, учителя-дефектологи, педагоги, подготовленные для работы с детьми с поведенческими нарушениями и РАС, других направлений, инструкторов по адаптивной физкультуре, и т.д.).
2.9. Создать эффективную систему подготовки кадров для инклюзивного образования. Организовать в рамках дополнительного профессионального образования обучение для желающих родителей детей-инвалидов.
2.10. Поддержать разработку полноценных программ обучения и переобучения специалистов сопровождения в социальной сфере на базе высшего и второго высшего образования.
2.11. Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность и механизм обеспечения услуг ассистента (помощника) и тьютора для детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях.
2.12. Провести проверку качества реализации и соответствия действующей нормативной базе программ, предполагающих обучение на дому и обучение детей по индивидуальным программам. По результатам обращений в МГАРДИ в этом году типичными нарушениями (носящими массовый характер) являются:
-
выведение на обучение на дому детей, не имеющих к этому показаний;
-
ограничение количества часов обучения для детей как находящихся на надомном обучении, так и приходящих обучаться в школу по ИУПам;
-
возложение школой обязанности обучать ребенка как по отдельным предметам, так и целиком, на родителей детей с инвалидностью.
2.13. Создать рабочую группу при МЦКО по вопросам организации промежуточной и итоговой аттестации детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам, и включить в нее представителей научного сообщества, родительского сообщества (МГАРДИ).
2.14. Разработать алгоритм решения вопроса о получении необходимых образовательных услуг и ранней помощи детьми с ОВЗ, имеющими временную регистрацию в городе Москве.
2.15. Включить в план работы всех филиалов ЦПМПК и ГППЦ информационную работу с родителями совместно с МГРАДИ.
2.16. Принять нормативный акт, уточняющий критерии определения нуждаемости ребенка в специальных образовательных условиях (например, предоставления индивидуального или группового тьюторского сопровождения) в уточнение нормативных актов, действующих на федеральном уровне.
Мосгордуме:
1.1. Принять закон города Москвы “Об образовании”, соответствующий ФЗ-273 “Об образовании”.
1.2. Принять или привести в соответствие с этим законом региональный закон “Об образовании детей с ОВЗ” с разъяснениями и уточнениями всех вопросов, отнесенных к компетенции субъекта федерации в части образования детей с ОВЗ, например, предусмотрев в нем механизмы индексирования подушевого финансирования детей с особыми образовательными потребностями.
|